0.Введение
За чуть меньше чем два года с момента объединения кампаний, игра претерпела много балансных изменений. Создавалось множество тем, мы видели не один пересмотр БРов оружия техники. На мой взгляд, на сегодняшний день мы достаточно близко приблизились к балансу в отношении стрелкового оружия и танков. Конечно всё равно не утихают споры относительно определённых образцов (зачастую вполне оправдано) или даже вокруг некоторых веток (ветка японских танков, например), но в общем, я бы сказал, что ситуация в этом отношении улучшилась в разы.
К сожалению, сказать то же самое про авиацию я не могу. Мало того, что авиация претерпела гораздо меньше балансных правок за всё время с объединения и многие самолёты абсолютно не соответствуют своим БР, в последнее время в игре появляется всё больше и больше крайне спорных (в отношении вооружения/БР) самолётов. Буквально за последние полгода в игре появились такие машины как Ki-100 (с запасом сильнейший истребитель 3 БР, которому уступают многие машины 4 и даже 5 БР), акционные XA-38 (про который можно сказать практически то же самое с поправкой на класс), Spitfire LF Mk IX (который изначально почему-то вообще не имел бомбы, а потом получил её и остался на 2 БР – беспрецедентный случай для самолёта с такими ЛТХ), Bf 109 Z (тоже не сразу получил свой БР), совсем недавно в ветке появился новый японский “штурмовик” с 100-кг бомбами на 4 БР (изначально вообще были 60-кг бомбы). Все эти нововведения вызывают массу вопросов. Такое ощущение, что разработчики вообще не понимают, как присваивать БР тому или иному самолёту, какие машины с какой бомбовой нагрузкой нужны на каких БР. И если в отношении новых самолётов комьюнити игры часто может повлиять на характеристики/БР вводимых машин (просто за счёт ажиотажа, который удаётся поднять), то в отношении старых машин сделать это гораздо труднее. По каким-то причинам (мне кажется, что от непонимания или возможно из-за небольшого интереса к этой теме) разработчики не торопятся менять БР многих устаревших машин.
Поэтому сегодня поговорим как раз об этом – о том, как можно было бы разобраться с БР уже имеющихся образцов авиации в нашей игре. Такие важные темы как добавление новых машин под определённые БР (на некоторых БР, в первую очередь на 1 и 4, у определённых наций нет ни одной достойной машины) или пересмотр общего уровня авиации на определённых БР (на мой взгляд на некоторых рангах авиация слишком сильна, а где-то наоборот слишком слаба) мы оставим на другой раз – тема и так очень большая. Оставим за бортом также и самолёты с вооружением, состоящим исключительно из крупнокалиберных пушек (ЛаГГ, Яки и Hs. 129), это отдельная тема и она требует немного другого подхода.
Т.к. тема большая и в ней трудно ориентироваться вкратце опишу свой подход по выставлению БР авиации. Вы конечно же можете читать лишь интересующие вас разделы. В принципе, в первых 2 разделах я просто обосновываю свой подход, это интересно далеко не всем, но обязательно прочитайте последний 4 раздел и выскажите своё мнение. Итак подход примерно следующий:
-
Определяем из чего должен следовать БР самолёта. Определяем какие характеристики важны, какие не важны. Говорим о том, какие машины (даже при разных характеристиках и вооружении) могут находиться на одном БР.
-
Приравниваем подвесное вооружение разных самолётов друг к другу – это позволит нам проводить прямое сравнение между самолётами разных наций и БР.
-
Выбираем эталоны самолётов для каждого БР – машины из веток, которые считаются лучшими на своём БР, но при этом не вызывают жарких споров. То, что считается хорошим для каждого БР, но не является откровенно имбовым. То, что (желательно) уже есть у нескольких наций в ветках. По этим машинам будем выстраивать баланс.
-
Расставляем все остальные машины относительно этих эталонов, с поправкой на первый пункт. Выявляем машины, которые находятся не там, предлагаем правки по БР.
1. О том, как должен выстраиваться БР
Enlisted – игра про взаимодействие пехоты, техники и танков. Основная роль здесь у пехоты, именно она берёт точки, взрывает объекты, держит точки своими телами. Поэтому роль авиации, как поддерживающей силы, в основном надо рассматривать именно через призму ударов по пехоте. Второй, чуть менее важный момент, это воздействие против танков. Танки являются важным вспомогательным элементом, они также могут очень эффективно уничтожать пехоту, поэтому авиации важно их уничтожать. Однако всё равно их роль вторична, они не могут захватывать и удерживать точки, зачастую танки могут быть абсолютно бесполезны из-за особенностей местности (в каком-нибудь Тракторном Заводе применить их эффективно крайне непросто), поэтому эффективность авиации против танков важна чуть меньше. При этом важно сказать, что в основном эффективность и против танков, и против пехоты зависит напрямую от подвесного вооружения (то есть от количества и качества бомб и ракет), и в общем и целом в основном именно общая масса подвесного определяет эффективность и против пехоты, и против танков. Да здесь есть нюасны, например крупное курсовое тоже на это влияет (например 30-ки против пехоты и 37+ мм пушки против танков) или можно сказать что 5 50 кг бомб не равно 1 250 кг в отношении танков, это всё так и есть и мы это тоже учтём, однако в большинстве случаев именно тоннаж является определяющим.
Ещё один важный аспект, влияющий на БР, это эффективность против авиации и ЛТХ. Сюда относится как курсовое и турельное вооружение, так и такие характеристики как время оборота, манёвренность, скорость, броня, количество боеприпасов и т.д. Трудно выделять здесь что-то более и менее важное, многое зависит от стиля игры конкретного игрока, от тактики применения и т.д. Например, кто-то любит долго летать на самолёте и для него важно долго жить, т.е. важна броня, турели, для другого важно именно быстро и часто летать и сбрасывать бомбы по площади, ему важна скорость и время подлёта для пополнения бк, третьему важно именно долететь до цели один раз и сбросить бомбу точно на цель (на танк), т.е. ему важна именно поворотливость самолёта, возможность довернуть до цели в важный момент, чтобы бомба точно попала, четвёртому важно именно курсовое, он часто использует самолёты для противодействия другим самолётам. Поэтому правильнее всего не выделять здесь что-то одно, а просто сказать, что все эти характеристики важны все вместе. На мой взгляд все эти вещи важны, но конечно уступают в своей роли ракетно-бомбовой нагрузке самолёта. Поэтому им мы отведём второй приоритет.
Ну и таким образом, на мой взгляд, БР у самолёта в Enlisted должен выстраиваться таким образом (в порядке важности):
-
Полезная ракетно-бомбовая нагрузка самолёта. Для каждого самолёта пересчитаем её в эквивалентах 250 кг бомб, о том, как именно “переводить” одни бомбы в другие и ракеты в бомбы мы поговорим в следующем разделе. Полное отсутствие подвесного вооружения (при отсутствии крупнокалиберных пушек для борьбы с танками) это огромный минус и в таком случае БР самолёта должен быть сильно ниже аналогов с бомбами.
-
ЛТХ самолёта, его курсовое и турельное вооружение, броня и т.д. . Как уже было сказано, крайне трудно выделять что из этого важнее, а что менее важно, ещё труднее мерить и сравнивать эти показатели между собой. Поэтому для этого мы возьмём БР из АБ Warthunder. Почему именно это? Во-первых, АБ в тундре это геймплейно то, что к нам есть в игре — очень аркадное управление, самолёт управляется очень просто, нет различных сваливаний, срывов потока, все летают, в основном по прямой, редко кто климбит, на технике маркера, перезарядка в воздухе и т.д. Из всех режимов игры, именно аркадный режим тундры наиболее близок тому, что мы видим в Enlisted, за исключением, пожалуй, вида от 1-го лица. Во-вторых, БР из АБ из тундры с одной стороны учитывает сразу все характеристики самолёта (ЛТХ, курсовое, турельное и т.д.), но при этом не учитывает подвесное вооружение и эффективность самолётов против танков (а лишь между собой и при атаке ИИ целей), это то что нам надо т.к. мы сравниваем подвесное вооружение отдельно и нас в данном случае интересуют только ЛТХ и сопутствующие вещи. В-третьих, за годы существования аркадного режима в тундре можно сказать, что там так или иначе пришли к балансу, а значит БРы самолётов сбалансированы относительно друг друга.
-
Дополнительные особенности самолёта, т.е. то, что не учитывается в двух предыдущих пунктах. К таким вещам относятся, например, крупнокалиберные пушки, которые могут эффективно работать по пехоте или технике (30-ки, 75-ки), т.к. мы их не учитываем в подвесном вооружении и в АБ тундры их противотанковая/противопехотная мощь практически не учитывается. То же самое можно сказать о самолётах совсем без курсового вооружения, в рамках этой игры это очень большой минус, даже при хорошем подвесном. Также сюда можно отнести большое количество малых бомб на высоких БР, мы, конечно, учитываем сам тоннаж бомб, но понятно что 5 50-кг бомб на 5 БР хоть и всё ещё эффективно против пехоты, абсолютно не эффективно против хороших танков с мощной бронёй так же как эффективна 1 250 кг бомба. Ну и сюда ещё относятся ПТ ракеты, РБС и RP-3, они имеют дополнительную эффективность против танков т.к. у них есть повышенное кинетическое пробитие, которое нужно учитывать.
Таких образом, получается примерно такая условная формула:
БР самолёта в Enlisted = Ракетно-Бомбовая нагрузка (в пересчёте на 250 кг) + БР самолёта в АБ Warthunder + Дополнительные особенности самолёта.
При этом есть пару нюансов. Первое, БР из тундры имеет менее важное значение, чем полезная нагрузка, учитывая что БРов в тундре около 15 на самолёты ВМВ, мы можем принимать их не так строго. При одинаковой полезной нагрузке, небольшая разница в БР тундры не более 0.7-1.0 мало на что влияет в рамках игры, то есть такие самолёты скорее всего должны находиться на одном БР. При этом также вполне нормально, если у самолёта сильно отличается БР (более 1.0 в тундре), но при этом сильно слабеет бомбовая нагрузка (в 2 и более раз относительно эталона), на мой взгляд это добавляет интереса разным машинам и позволяет им находить свою роль в игре – условно вы можете выбирать между самолётом с хорошими ЛТХ, но плохими бомбами и наоборот в рамках одного БР. Дополнительные особенности самолёта это редкая характеристика, которая есть мало у каких машин. Суммарно их будет, пожалуй, около десятка, и это почти нигде не влияет на БР, но в ряде случаев об этом надо будет сказать.
2. О полезной нагрузке
Как уже говорилось, самая главный критерий для выставления БР это полезная ракетно-бомбовая нагрузка. Для того, чтобы эффективно сравнивать такие самолёты между собой нам надо разобраться, как сравнивать между собой их бомбы и ракеты.
С бомбами всё довольно просто. Здесь мы просто берём общий тоннаж бомб в кг. Тут есть пару нюансов. Во-первых, даже бомбы одинакового размера имеют разные характеристики: например, бомба 250 кг у СССР и японская флотская бомба имеют разницу в 2000 осколков, небольшую разницу в радиусе поражения и максимальном уроне. Однако, всё равно, как правило, бомбы одного калибра можно считать схожими по совокупности характеристик и для простоты мы будем исходить именно из тоннажа бомб. Во-вторых, у США бомбы считаются не в кг а в фунтах, но по характеристикам бомбы соответствуют схожим бомбам в кг (т.е. мы принимаем (100 lb = 50 кг, 250 lb = 100 кг, 500 lb = 250 кг, 1000 lb = 500 кг и т.д.). Затем мы переводим общий тоннаж в эквивалент 250 кг бомб (например У-2 несёт 2 бомбы по 50 кг и 2 по 100, таким образом в общем 1.2 эквивалента 250 кг бомб). Кто-то скажет, что условно 2 50 кг бомбы не равны 1 100 кг, т.к. по танкам 1 100 кг сработает лучше, это так, но при этом больше бомб позволяет покрывать большую площадь и в среднем эффект компенсируется. В особых случаях (маленькие бомбы на высоких БР, которые практически не могут забирать танки) мы обговариваем и учитываем этот момент отдельно.
![]()

С ракетами чуть сложнее. Для начала надо сравнить ракеты сами с собой, сделать это можно так: берём за базовую ракету HVAR и сравниваем с ней другие ракеты (картинка ниже):
Учитываем два ключевых показателя ракеты – количество взрывчатого вещества (которое напрямую влияет на урон взрывной волной) и количество фрагментов. Получается примерно такая картина:
Японская и немецкая ракеты почти в 2,5-3 раза превосходят HVAR по количеству взрывчатого вещества, однако по осколкам находятся примерно на уровне HVAR. Отсюда вывод – японские и немецкие ракеты можно считать где-то в 2 раза сильнее HVAR (т.е. 2 HVAR = 1 Wfr. = 1 Type 5).
Ракету RP-3 можно считать равной HVAR, т.к. она имеет в 1.5 раза больше взрывчатки, но на 30% меньше осколков, чем HVAR. (1 HVAR = 1 RP-3)
Ракеты РБС-132 и M8 имеют от 33 до 56% от количества взрывчатого вещества и осколков HVAR, т.е. можно принять их равными примерно половине HVAR. (2 РБС-132 = 2 M8 = 1 HVAR).
Ракеты РБС-82 обладают крайне слабыми характеристиками (14% от взрывчатого вещества и 22% от осколков), можно взять их равными 1/6 HVAR (на самом деле не так важно сколько именно, т.к. оба самолёта с ними явно находятся на своём месте). (6 РБС-82 = 1 HVAR).
С этим разобрались, но как перевести ракеты в бомбы? Ведь это довольно сильно отличающиеся сущности. Ракету, как минимум, проще наводить, ими можно быстрее покрыть больший радиус и т.д. На помощь приходят сами разработчики игры, которые уже в общем-то сделали всё за нас. На 3 БР у нас есть истребители с 2 250 кг бомбами, 2 Wfr, 4 HVAR, т.е. разработчики явно считают 2 HVAR = 1 Wfr = 1 250 кг бомбе. На 5 БР примерно то же самое, Тандерболт несёт 10 HVAR + 1 500 фунтовку, а бобры с его БР несут 6 250кг бомб, т.е. опять же 2 HVAR = 1 250 кг бомбе. Поэтому именно так и поступим, приравняем 2 HVAR = 1 250 кг бомбе (а другие ракеты по HVAR соответственно) и пересчитаем всё подвесное всех самолётов в игре с учётом этого, получилась такая табличка:
3. О выборе эталонов
Эталоны – это машины, которые на своих БР являются лучшими в ветке, но при этом явно не выбиваются из баланса. Все нации должны стремиться иметь машину эталон на своём БР. Хороший пример – это P-40E и IAR-81 на 2 БР, думаю многие согласятся, что машины на своём месте, и баланс других машин 2 БР должен выстраиваться именно от них. Сейчас мы определим эталоны для всех БР 1–4 и затем расставим остальные машины по БР относительно эталонов. Важно понимать, что несколько машин с разными характеристикам могут быть эталонами на одном БР (у одной лучше бомбовая нагрузка, у другой – ЛТХ и курсовое).
1 БР
Единственный явный эталон для штурмовика это Potez (Германия). Он несёт эквивалент 1.6 250 кг бомб и особо не выделяется лётными характеристиками. БР в тундре всего 1.3.
Эталоном для истребителя можно считать самолёты сразу у нескольких наций. У СССР это Як-1 и ЛаГГ-3-11, у Германии – Bf 109 E-7/U2, у США – Харрикейн Мк 2. Все эти самолёты довольно похожи, все несут эквивалент 0.8 250 кг бомбы, все примерно схожего БР в тундре (примерно 2.3-3.0).
2 БР
Лучшие штурмовики 2 БР несут бомбовую нагрузку в районе 2.4 250 кг бомб (Су-2, СБ-2 и SBD-3 Dauntless). При этом сами по себе эти машины довольно слабы – они имеют слабые ЛТХ и достаточно посредственное стрелковое вооружение (БРы 1.3-2.0), примерно на уровне лучших машин 1 БР. С другой стороны есть немецкий бомбардировщик Ju 87 D-5, который несёт чуть более слабую бомбовую нагрузку (эквивалент 1.8 250 кг бомбы), но при этом выделяется на фоне других машин более сильными ЛТХ и отличным вооружением в 2 20-ки (БР в тундре крайне высокий – 3.7). Как мне кажется, оба вида машин могут считаться эталоном для этого БР. Есть также Ju 87 R-2 довольно слабый самолёт с мощной 500 кг бомбой.
С истребителями ситуация гораздо проще. Думаю никто не будет спорить, что лучшими истребителями 2 БР можно считать советский P-40 и немецкий IAR. Самолёты довольно похожи – оба несут нагрузку в эквиваленте менее 2 250 кг бомб (1.8 и 1.4 соотвественно), но имеют ЛТХ и вооружение на уровне машин 1 БР. При этом в игре есть довольно много машин, которые обладают гораздо более лучшими ЛТХ и курсовым вооружением, но имеют меньшую бомбовую нагрузку (например, P-51 C-10 или новый акционный Spitfire). На мой взгляд это нормально и на такие машины тоже можно ровняться.
3 БР
Из штурмовиков можно выделить советский Ил-2М и Ju 87 D-3. В данном случае самолёты довольно сильно отличаются по геймплею и нагрузке. Ил это хорошо бронированный штурмовик, с хорошим курсовым вооружением, но его полезная нагрузка не далеко ушла от 2 БР (эквивалент 2.6 250 кг бомб). У немцев ситуация обратная – теперь у них тихоходный бомбовоз с 3 250 кг бомбами и слабым курсовым. Ситуация напоминает 2 БР, только теперь нации поменялись.
Лучшие истребители 3 БР представляют из себя довольно грозные машины (на мой взгляд даже слишком, но сейчас эту тему развивать не будем). Все лучшие машины несут эквивалент 2 250 кг бомб и обладают довольно высокими ЛТХ и курсовым, к таким можно отнести P-51D, Ki-100, Fw 190 A-8, акционный и донатный Хэлкет (FP-5).
4 БР
Тут начинаются проблемы, потому что машин 4 ранга не так уж и много. Наверное из штурмовиков можно выделить США и их Beaufighter и A-20 (оба несут эквивалент 4 250 кг бомб) и немцев с Bf 110 G-2 и Me 410 (тоже несут эквивалент 4 250 кг бомб + мощные пушки).
Из истребителей выделять буквально нечего. На мой взгляд в игре сейчас нет машин, которые могли бы считаться эталоном для истребителя 4 ранга. Можно прикинуть каким они бы могли быть. По логике они должны нести эквивалент 2-3 250 кг бомб и обладать характеристиками/курсовым не хуже машин с 3 БР. Что-нибудь вроде корсара AP-4C с 6 (а не 8) Хварами наверное можно было бы считать эталонной машиной 4 БР.
Всё, что является сильнее эталонных машин 4 БР должно находиться на 5 БР.
4. Правки по БР
Правки по БР.
И теперь мы подходим к самому главному ради чего всё затевалось – правки по БР. Я предложу лишь самые очевидные правки, которые явно выбиваются из эталонов своих БР, остальное можно обсудить отдельно. О кратких причинах переноса читайте под соответствующими спойлерами. Итак:
Все самолёты без подвесного вооружения с мелкокалиберными пушками и пулемётами. Понижение на два БР от текущего
Самолёты не имеют штурмового потенциала, а значит их полезность падает примерно в 2 раза, если не больше. В рамках этой игры им практически нет места. При этом по БР они стоят примерно на там же где аналогичные самолёты с бомбами (сравните, например Як-3 и P-51, они имеют БР 4.3 и 4.0 в тундре, при этом P-51 несёт 2 250 кг бомбы, а Як не несёт абсолютно ничего, как у них может быть один БР в Enlisted?) Все подобные самолёты надо перерабатывать/либо двигать по БР/либо делать коллекционными или что-то такое. На данный момент эти машины имеют абсолютно необоснованные БР.
XA-38 БР 3 --> БР 4
Абсолютно необъяснимый БР у самолёта. Кроме этой машины на 3 БР нет ни одного другого (я подчёркиваю, ни одного) самолёта с эквивалентом 4 250 кг бомб. И можно было бы такое допустить, будь самолёт слабой нелетабельной коровой с абсолютно слабыми характеристиками. Но это абсолютно не так, даже во многом наоборот. Если сравнивать с нашими эталонами 3 БР – Ил-2М и Юнкерсом (у которых эквивалент 2.6-3 250 кг бомбы), самолёт превосходит их абсолютно во всём: ЛТХ примерно на том же уровне (БР в тундре 3.3), но огромная бомбовая нагрузка и мощнейшее курсовое (в виде 75 мм пушки и 2 браунингов) на месте, есть неплохая турель. Единственное реально слабое место – размер, но этого мало, чтобы остаться на 3 БР. Как альтернативу переводу на 4 БР можно рассмотреть снятие 2 бомб, тогда самолёт будет вполне в балансе на 3 БР.
P-47 D-22-RE БР 5 --> БР 3/4
Полезная нагрузка самолёта составляет эквивалент 2.5 250 кг бомб. Это на уровне машин 3 БР (у которых эквивалент 2.6-3 250 кг бомбы). ЛТХ и вооружение примерно на уровне (БР в тундре 4.0 против 3.3 у Ила), может быть чуть солиднее того, что есть у Ил-2М. При добавлении на 3 БР самолёт на бумаге был бы чуть-чуть лучше эталонов этого БР, что имхо норм для акционной машины. Такой пограничный вариант между 3 и 4. Но если на 3 покажется слишком сильно, то на 4 он быть просто обязан, никак не на 5.
FP-3 и P-40E-1 (американский из прокачки со 100 фунтовыми бомбами) БР 2 --> БР 1
Машины с текущей бомбовой нагрузкой уступают эталону истребителя 1 БР (Як-1 и ЛаГГ-3). FP-3 и P-40 несут эквивалент всего 0.4 250 кг бомбы, в то время как у эталона эквикалент 0.8 250 кг бомб. При этом ЛТХ и курсовое не превосходят эталонное (БР в Тундре 2.7 у FP-3 (как у Як-1) и 2.3 у P-40 (как у ЛаГГа)).
P-63 A-10 БР 4 --> БР 3
Машина несёт всего 1 250 кг бомбу, в то время как эталонные самолёты 3 БР несут сразу 2. При этом ЛТХ у них зачастую лучше (БР в тундре у Кингкобры всего 4.0, в то время как у эталонов 3 БР он достигает и 4.7 и 5.0). Да, 37-мм пушка чуть скрашивает картину, она может быть эффективна и против авиации, и против наземных целей. Но надо понимать, что это даже не близко к уровню Як-9К, у которого и калибр больше и каморный снаряд, который реально убивает танки. У Кингкобры же всего лишь фугасы и сплошняки. В таких условиях размен 1 250 кг бомбы на 37-мм пушку выглядит вполне адекватным для 3 БР.
Як-7Б БР 2 --> БР 1
Очень слабая бомбовая нагрузка. Опять же, если брать эталон 1 БР (ЛаГГ и Як-1), то они несут 2 100 кг бомбы при этом имеют чуть более слабые ЛТХ и БР в тундре. БР чуть выше (3.3 против 2.7 у Як-1), но уменьшенная в 2 раза бомбовая нагрузка вполне заслуживают понижения в 1 БР.
Ла-5ФН БР 3 --> БР 2
Сравниваем даже не с эталоном, а с другой машиной 2 БР – P-51C (2 БР). БР в тундре у лавки выше всего на 0.3, но при этом она несёт всего 2 50-кг бомбы (против 2 100 кг бомб мустанга), которые просто смехотворны и на 3 и на 2 БР. Мустанг явно лучше и уже находится на 2 БР.
Пе-3 и А-20 Бостон БР 3 --> БР 2
Сравниваем с эталонами 2 БР. Пе-3 и Бостон несут всего 4 100кг бомбы, что эквивалентно примерно 1.6 250 кг бомбам. Машины 2 БР несут до эквивалента в 2.4 250 кг бомб. Конкретно Юнкерс D5 несёт эквивалент 1.8 250 кг бомбы и обладает более лучшими ЛТХ (и БРом в тундре), чем и Пе-3 и Бостон.
Ла-7 БР 5 --> БР 3
Берём эталоны 3 БР. Видим такие машины как Мустанг, Ки-100, Фокке-Вульф с ракетами, которые несут эквивалент 2 250кг бомбы (мы всего 2 по 100) и обладают примерно такими же характеристиками (БР в тундре у троицы либо ± такой же, либо выше).
Ил-10 БР 5 --> БР 4
Бомбовая нагрузка Ил-10 составляется всего 2 250 кг бомбы, что не впечатляет даже по меркам 2 БР. Но вот всё остальное у него на уровне – БР в тундре аж 5.0 и объективно машин такого уровня на 3 БР в Enlisted нет. Поэтому 4 БР. Там он будет сильно уступать лучшим машинам 4 БР, которые несут эквивалент 4 250 кг бомб, по боевой нагрузке, но будет хорош по ЛТХ и курсовому.
И-185 (М-82) БР 5 --> БР 3
Повторение случая с Ла-7. Как и все эталонные машины 3 БР, он несёт 2 250 кг бомбы и имеет БР в тундре 3.7, что даже ниже, чем у эталонов.
Re.2001 CN БР 1 --> БР 2/3
Да простят меня донатеры, но абсолютно удивительно как этот самолёт до сих пор остаётся на 1 БР. Во-первых, это единственный истребитель 1 БР с 250 кг бомбой, что уже довольно сильно и реально он мог бы оставаться на 1 БР только из-за плохих ЛТХ и курсового. Но и тут он очень силён – 2 20-мм пушки, 2 пулемёта, отличные ЛТХ, скорость до 740 км/ч, БР в АБ тундры 4.3! Только что говорили о Ла-7 и спустили её с 5 на 3 БР, а тут самолёт почти уровня Ла-7 с 250 кг бомбой на 1 БР. Это как вообще? Минимальный БР этой машине 2, там она будет слабее эталонов (ИАРа) в частности по полезной нагрузке, но будет превосходить их по ЛТХ и курсовому. Если сравнивать с Ла-7, то можно и 3 БР ей смело дать.
Bf 109 F-2 и Bf 109 F-1 БР 2 --> БР 1
Самолёт практически копия Bf 109 E-7/U2, который является эталоном 1 БР. Бомбовая нагрузка такая же, БР в тундре эквивалентен, самолёт отличается от E-7 минимально.
Bf 109 G-6 БР 4 --> БР 3
Очень слабая бомбовая нагрузка, всего 0.8 эквивалента 250 кг бомб. Курсовое вооружение неплохое, но по пехоте бесполезно. Тундровский БР у машины (5.3) чуть выше, чем у эталонов 3 БР, но с учётом слабой бомбовой нагрузки это честный 3 БР.
Fw 190 D-9 БР 5 --> БР 3
Бомбовая нагрузка составляет эквивалент 1.6 250 кг бомб, при этом все бомбы 50-ки, которые почти бесполезны по танкам. БР в тундре 5.0. 30-к нет, ничего такого нет. Сравниваем с Ki-100 (3 БР), у которой БР в тундре 4.7 и 2 250 кг бомбы, получается примерно то же самое.
Fiat G.55 БР 4 --> БР 3
Ситуация аналогична Bf 109 G-6. Бомбовая нагрузка составляет эквивалент 0.8 250 кг бомб. БР в тундре 5.3, не очень высоко. С учётом слабой бомбовой нагрузки и ЛТХ выше среднего по 3 БРу, суммарный БР 3.
Me 410 B-1 БР 5 -> БР 4/3
Бомбовая нагрузка всего 2 250 кг бомбы, 30-к нет. Вооружение и ЛТХ в целом неплохое, но БР в тундре всего 4.0. Для 3 БР может быть чуть сильновато, сильнейшие машины там это Ил-2М и Ju 87 D-3, которые сильно немного уступают по ЛТХ. Для 4 БР точно пойдёт.
Bf 109 K-4 БР 5 --> БР 4
Бомбовая нагрузка 1 250 кг бомба, есть неплохая 30-ка. БР в тундре аж 6.0, это довольно высоко. На 3 БР натянуть сложно, но 4 БР здесь железно.
A6M3 БР 3 --> БР 2
Бомбовая нагрузка всего 0.48 эквивалента 250 кг бомбы. БР в тундре 4.3, с учётом никакой бомбовой нагрузки это честный 2 БР. Там он будет чуть лучше по ЛТХ ИАРа и P-40, но гораздо слабее их по бомбовой нагрузке.
Ki-61-I Hei и Ki-61-II Otsu Kai БР 4 --> БР 3
БР в тундре у них чуть высоковат – 4.7 и 5.3, на уровне и чуть выше чем у эталонов 3 БР, поэтому на 2 БР поставить сложно. С учётом полезной нагрузки всего в 0.8 эквивалента 250 кг бомб, это честный 3 БР.
D3A1 БР 2 --> БР 1
Самолёт начального в тундре БР 1.3 Бомбовая нагрузка эквивалент 1.48 250 кг бомб, у эталона 1 БР Potez 1.6. При этом БР у Potez в тундре такой же.
B5N2 БР 2 --> БР 1
Самолёт начального в тундре БР 1.0. Бомбовая нагрузка 2 250 кг бомбы, что больше чем у Potez (у него эквивалент 1.6). При этом полностью отсутствует курсовое вооружение, это огромный минус. Самолёт слабее эталона по ЛТХ и курсовому (его нет), чуть сильнее по бомбовой нагрузке, поэтому 1 БР оправдан.

