Всем привет! Предлагаю на рассмотрение прицелы на советские пт-ружья. Приятного чтения.
Государственные испытания
В СССР в 38-м году был создан опытный образец 14,5-мм противотанкового ружья Владимирова с оптическим прицелом. Использовалась стандартные модели прицелов, которые устанавливались на снайперских винтовках, но с усилением, рассчитанным на более мощную отдачу при выстреле.

14,5-мм ПТР Владимирова, первый вариант.
В октябре 39-го комиссия утвердила ТТХ, предъявляемые к устанавливаемому на ПТР, разработанному Рукавишниковым. Это ружье также имело калибр 14,5-мм. Предполагалось использовать оптику, чтобы иметь возможность уничтожать объекты на большом удалении или же хорошо замаскированные, такие как пулеметные гнезда.

14,5-мм ПТР Рукавишникова обр. 1939г.
Однако заказчик так и не предоставил необходимые данные, необходимые для разработки, поэтому работы над прицелом, который должен был получить название Е3, так и не были начаты. Затягивание разработки продолжалось до начала войны, после чего про них просто забыли.
Однако во время войны к этой теме вернулись. Известно, что в августе 42-го проходили испытания оптики коллиматорного типа с размещением его на ПТРД. Модель имела очень простую конструкцию, которая включала объектив и сетку с прицельным перекрестьем, причем увеличения не давала. Весил прицел в сборе с кронштейном менее 300 грамм.
Через год, в мае 43-го, испытывалось уже ружье ПТРС, на которое установили стандартный прицел ПУ на кронштейне Кочетова. ПУ был основным прицелом, который использовали советские снайпера во время Великой Отечественной. Его кратность составляла 3,5. Но, хотя на винтовках Мосина и СВТ прицел зарекомендовал себя хорошо, на противотанковой винтовке дело не заладилось.
В ходе испытаний постоянно сбивались оси шкал. Вообще эта проблема возникала даже на обычных снайперках с калибром 7,62-мм, а на крупнокалиберных ружьях она происходила уже после одного выстрела. Из-за этого ставить оптику на ПТР оказалось нецелесообразно.
Для поражения небольших целей, танков под маскировкой и бронетехники предполагалось создать особые группы снайперов с другим типом прицела.
Также августе 43-го года испытывались ПТРД и ПТРС, оснащенные оптикой, которая устанавливалась на кронштейн усиленного типа. Однако существенного улучшения отстрела не произошло. Настройка прицелов во время выстрелов продолжала сильно сбиваться. Также не получалось увеличить расстояние от прицела на безопасную для снайпера дистанцию, что грозило серьезными травмами.
Конструкторы пытались устранить эти две проблемы, для чего создали модифицированный прицел с установкой нового окуляра. Также увеличили расстояние между окуляром и зрачком снайпера. Шкалу дальности привели в соответствие с особенностями баллистики ПТР.
Тем не менее во время испытаний отмечалось неудобство прицеливания и слабое увеличение цели. Оси прицела продолжали сбиваться, а поле зрения снайпера частично перекрывалось дульным тормозом и прицельной мушкой винтовки, из-за чего страдал обзор.
Попытки применения оптики на ПТР в войсках
Некоторые снайперы самостоятельно предпринимали попытки установки оптики на ПТР. Связано это с тем, что крупнокалиберные винтовки неплохо показали себя в качестве поражающего средства для уничтожения пулеметных точек, ДОТов, ДЗОТов, а также других опасных и труднопоражаемых объектов. Партизаны из ПТР успешно поражали железнодорожные локомотивы, стреляя по паровым котлам.
Знаменитым снайпером Василием Григорьевичем Зайцевым во время Сталинградской битвы предпринята попытка установки прицела на противотанковое ружье. Он считал, что снайперская винтовка крупного калибра в условиях боя в городе может иметь неоспоримые преимущества, позволяя поражать заде хорошо защищенные цели. Например, такое оружие могло уничтожить пулемет, стреляющий через амбразуру, пробитую в фундаменте кирпичного дома.
В отряде десанта, которым командовал Герой Советского Союза Виктор Николаевич Леонов, находился стрелок с ПТРС. Используя противотанковую винтовку, как снайперское оружие, он стал грозой японцев, успешно поражая врага. В частности благодаря ему отряд смог отразить попытку прорыва японцев через мост.
В общем, оптику на противотанковых ружьях во время Великой Отечественной войны все же использовали, но в весьма ограниченных количествах. Также нужно отметить, что у немцев применялась 20-мм противотанковое ружье Solothurn S18-100, на котором мог использоваться оптический прицел двух с половиной кратности. Такой прицел позволял вести стрельбу до 1200 метров, но из-за повышенной мощности противотанковых ружей стрелять из них через оптический прицел было крайне сложно, поэтому

ПТРС с оптическим прицелом ПУ на стандартном кронштейне Кочетова, 1943 г

Ружье ПТРД с оптическим прицелом ПУ на опытном кронштейне,1943 г

ПТРС с опытными оптическим прицелом ПУГ и кронштейном, 1944 г.
А вот что писали в журнале “Мир оружия”, Давыдов:
Стоит сказать немного и о попытках установить на ПТ ружья оптические прицелы. Уже на опытный образец 14,5-мм ПТР Владимирова в 1938 г. был поставлен оптический прицел, сделанный по типу винтовочного прицела ПЕ (см. начало статьи в N8/2005, рис. 3). В октябре 1939 г. были утверждены ТТТ на установку оптического прицела на 14,5-мм ПТР образца 1939 г. (Рукавишникова). Прицел предназначался для стрельбы по удаленным и замаскированным целям, например, пулеметным гнездам. Из-за того, что заказчик не предоставил исходные данные, к разработке прицела с рабочим названием ПЕ-3 так и не приступили. В августе 1942 г. испытывался оптический коллиматорный прицел 2ПР для ПТРД. Прицел был простейшего типа и состоял из объектива и сетки с перекрестием, не имел увеличения, а вес его вместе с кронштейном составлял всего 270 г. В мае 1943 г. проходило испытания ПТРС с прицелом ПУ и кронштейном Кочетова, у которого заменили только основание (рис. 19). Была отмечена сбиваемость установок шкал барабанчиков прицела, что неудивительно, поскольку это было недостатком и на снайперских винтовках с гораздо меньшей отдачей.
Ссылки откуда бралась информация:
- В Ивент
- В БП
- В ивент отряд


